Бильярд в искусстве

Исторические предки бильярда – всевозможные игры в шары. Уже в древности, они настолько радовали людей, что нашли свое отражение в искусстве. Ярким примером является фреска, сохранившаяся и в наши дни, на которой изображен фараон Тутмос III, играющий в игру, похожую на бильярд. В истории искусства есть немало других примеров, когда бильярд, сначала наземный, а затем и настольный, изображался средневековыми ремесленниками на гобеленах, фресках, в росписях дворцов.

Настоящий расцвет изображения бильярда в произведениях искусства произошел в XVII—XVIII веках, в творениях западноевропейских творцов. Самыми выдающимися в этом направлении стали скульпторы, художники из Англии, Франции и Германии. С середины восемнадцатого века до начала девятнадцатого художественные произведения с бильярдной тематикой обретают новые черты. Это уже не только красочные изображения бильярдной игры, как символа богатства или средства развлечения, это отображение бильярда, как батальной и философской игры, в которой принимают участие массы людей, и мужчин и женщин. Ярким представителем нового направления в изображении бильярда стала картина «Бильярд», которую создал Л.Л. Буланьи в 1807 году. Как только эту картину увидели ее современники, они не скупились говорить о ней в превосходных эпитетах. Это произведение искусства называли наиболее ярким и реалистичным изображением бильярда в эпоху Наполеона. Сегодня, по-прежнему, эта картина, не оставляет равнодушными поклонников игры в бильярд. Классический шедевр изобразительного искусства, прославляющий бильярд во Франции, стал неким международным символом этой игры. Вышедшая в 1994 году в США «Бильярдная энциклопедия», изобилует репродукциями художников, изображавших бильярд. Пожалуй, эта книга представила самый полный сборник изображений бильярда в искусстве, от Средневековья, до наших дней.


В нашей стране можно увидеть произведения искусства западноевропейских творцов на тему бильярда. Правда, их не так много. В Государственном историческом музее, хранится несессер в виде бильярдного стола. Хранится он в коллекции особого фонда музея. Несессер, или золотой ларец, был создан французскими ювелирами, работающими с драгоценными металлами, в 1819 году. Его размер — 9х21, 6х12,8 см. Изготовлен несессер из золота, серебра, меди, стекла, перламутра, бархата. Его изящество, яркость и красота наилучшим образом характеризуют то, с каким уважением относились к бильярду во Франции девятнадцатого века.

В Государственном музее изобразительных искусств, в собрании зарубежного искусства для всеобщего обозрения, выставлена картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе в Арле». Написана она была в 1888 году, и бильярдный стол с тремя шарами на нем, расположен как бы на втором плане полотна. Однако, он заметен, написан яркими красками, из чего можно сделать вывод о том, что бильярд и в конце девятнадцатого века был любимой игрой французов. Бильярд нашел свое отражение и в творчестве Жана Беро, картина которого так и называется «Игра в бильярд».

Изображение бильярда в произведениях искусства дает представление не только о том, как он развивался и как завоевывал все больше почитателей, но и о том, что бильярдная игра может служить вдохновением для людей искусства.


Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: