Почему происходит отклонение битка

В результате многолетних научных исследований, изучавших удар бильярдного кия с использованием скоростной фотографии, была получена достоверная информация о причинах отклонения битка, и уточнен сам термин, являющийся теперь «промышленным стандартом».

Отклонение битка происходит, когда удар приходится не по центру битка, а левее или правее, а также при сильном ударе без винта. Шар отклоняется всегда в направлении, противоположном стороне, куда была смещена от центра точка нанесения удара по битку (в случае с сильным центральным ударом — биток отклоняется в любую сторону). Причиной отклонения является то, что вектор импульса, посылающего биток вперед (с винтом или без) не совпадает с вектором движения кия, создающего этот импульс. Иными словами — реальный удар происходит не в том направлении, куда игрок послал свой кий.

Ударьте биток слева от центра, и он отклонится вправо от направления, куда смотрело древко кия. Ударьте справа — биток отклонится влево. Величина отклонения битка варьируется от очень небольшого (1/8 дюйма на расстоянии 8 футов) до впечатляющих полутора дюймов на том же самом промежутке.

Установлено несколько фактов, которые в сумме составляют достаточно полную картину явления, называемого «отклонением битка»:

— чем дальше от центра битка наносится удар с винтом (слева или справа) — тем больше отклонение.

— чем выше твердость поверхности, ударяющей шар (жесткость этого соударения определяют наклейка и наконечник кия) — тем больше отклонение.

— при отклонении биток имеет прямую траекторию, т.е. изначально движется не туда, куда прицеливался игрок.
— чем сильнее удар — тем больше отклонение.


Изучение фактов позволило, наконец, обратить внимание на истинную причину систематических отклонений битка, причина найдена — это неправильно сконструированный кий, деформирующийся при соударении с битком так, что реальный вектор удара оказывается направленным вовсе не туда, куда прицелился игрок. Сравнение киев различных конструкций поставило все на свои места.

Для достижения максимального отклонения (что, конечно же, является крайне нежелательным в реальной игре), нужно взять для эксперимента кий с сильно сужающимся конусовидным древком и твердой наклейкой (диаметром 13,5 мм или больше). Кий должен также иметь очень твердый наконечник, например, из слоновой кости или материала типа фенолопласта, сделанный с глухим донышком (так наз. «стакан»), и жесткий соединительный узел — из стали, к примеру. Ударьте таким кием биток на 3/8 дюйма от центра, нанесите сильный удар, и вы получите максимальное отклонение. Биток уйдет с дорожки, указываемой древком, на 1-2 дюйма за 8 футов, возможно даже миновав прицельный шар!

Очевидно, что любой игрок, даже играя таким ужасным кием, но имея достаточно времени, сможет запрограммировать свой «умственный компьютер» так, чтобы делать поправки на все возможные отклонения в соответствии с условиями и силой удара. Это возможно, если он играет регулярно и находится в прекрасной спортивной форме. Правильно ли это? В действительности, это означает, что игрок невольно ограничивает себя, прибегая к таким ухищрениям, и становится рабом своей постоянной практики. Нет ли способа перестать держать в голове все заботы, связанные с компенсацией отклонений, и потратить тренировочное время на более важные вещи?

Развиваясь путем проб и ошибок, игроки прошлого обнаружили, что они могли играть лучше с наклейкой меньшего диаметра. Они не смогли этого объяснить, но просто приняли как факт. Они имели дело с плохо разработанными киями, снабженными наконечниками из слоновой кости, стальными соединительными узлами и неправильной конусностью, снижавшей размер древка до 11-12mm, еще они делали некоторую поправку на неравномерный изгиб древка и этим неосознанным путем действительно снижали отклонение. К сожалению, в то же самое время они потеряли способность делать дальние удары из-за меньшей поверхности наклейки и меньшего контроля траекторий битка, которые был бы возможен только при использовании больших наклеек.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: